Рекомендации психолога

Государственное учреждение образования

 "Средняя школа №27 г. Бобруйска"

 

Рекомендации психолога

 

В школу с удовольствием

читать...

 

 

 

Если ребенок обманывает

 

читать...

 

 

Как помочь ребенку освоить школьную программу

 

читать...

 

 

Как стать общительным

читать...

 

 

 

Что делать если ребенок прогуливает школу

читать...

 

 

Что использовать вместо наказаний

читать...

 

 

10 особенностей «хороших» родителей 

          читать...

 

 

j0107718Диета  «Пойми себя, пойми другого»  

читать...

 

 

Родителям первоклассника          

читать...

 

 

 

Советы психолога родителям пятиклассников   

читать...

 

 

 

 

Экспресс–помощь человеку, попавшему в стрессовую ситуацию    

читать...

 

 


         

Притча о закрытой двери

 

Один мудрец искал способного и талантливого помощника, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он собрал всех учеников и сказал им:

— У меня возникла проблема и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?

Некоторые просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала, и пришли к выводу, что выполнить эту задачу невозможно. Все согласились, что сделать то, что просил мудрец, нельзя.

Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.

Все предполагали, что дверь закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Та с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.

Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно легчайшего толчка, чтобы она открылась.

Так мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:

— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии.

Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает.

Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов.

В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений.

В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию.

И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.

 

 


 

 

Позитивное мышление

 

Расскажу тебе притчу. Однажды две лягушки случайно упали в большую банку с молоком. Им было никак не выбраться из нее, потому что ее стенки высокие и скользкие. Лягушкам приходилось барахтаться изо всех сил, чтобы не утонуть в молоке. Вскоре одна из них сказала: «Все равно я не смогу ничего сделать. Чем так мучиться, лучше сразу утонуть». Она закрыла глаза, вздохнула и пошла на дно. А вторая лягушка решила не сдаваться. «Пока есть возможность, буду стараться держаться на плаву. Как-нибудь я смогу выкарабкаться». Через какое-то время она почувствовала, что под лапами у нее уже не молоко, а твердый кусок масла. «Откуда оно взялось?» – удивилась лягушка. Оказывается, отчаянно борясь за свою жизнь, она взбила его из молока, что и помогло ей вылезти из проклятой банки. И жила она потом долго и счастливо.

Эта притча наглядно показывает разницу между победителями и неудачниками. Одни верят в успех и прикладывают для этого все усилия, другие чуть что – сразу впадают в отчаяние, думают, что какие-то обстоятельства сильнее их и с ними не справиться.

Один из секретов успеха в любом деле – умение мыслить позитивно. Ему можно научиться. Несколько упорных тренировок и ты будешь приятно удивлен счастливыми переменами в своей жизни. Дело в том, что способность воспринимать окружающий мир через позитивные краски чудесным образом притягивает к себе тоже позитив. Если же все время и во всем мерещится негатив, то и дела складываются как-то нерадостно. Почему так происходит? Потому что когда ты погружен в отрицательные эмоции, у тебя плохое настроение, то тебе непросто увидеть за проблемой ее решение или выход из ситуации. Ты концентрируешься только на трудностях и препятствиях. Это болото негатива засасывает так, что кажется, будто выбраться из него нельзя. Если ты готов к преодолению сложностей и искренне веришь, что все у тебя получится, то рано или поздно так оно и происходит. Ты мыслишь не проблемами, а вариантами их разрешения. Позитивный настрой тебе прибавляет энергии для осуществления твоих планов, а негативный настрой энергию отбирает, не оставляя тебе сил на реализацию всего тобой задуманного.

Самое главное, что умение мыслить позитивно зависит только от тебя. Тебе не нужно терпеливо и долго ждать, когда же придет фея и своей волшебной палочкой изменит твою жизнь к лучшему. Ты сам себе фея, которая творит свою судьбу, а не плывет пассивно по течению, в робкой надежде, что когда-нибудь уж точно повезет.

Тебе помогут несложные упражнения, цель которых – научиться позитивному мышлению и отношению к миру как состоящему из множества возможностей и приятных встреч. Важно выполнять их постоянно, пусть и понемножку, чтобы у тебя сформировалась полезная привычка. Ты можешь выбрать для себя не все эти упражнения, а лишь некоторые из них. Но в любом случае придерживайся правила«трех П»: выполняй упражнения ПостоянноПоследовательноПостепенно. Не бросай их на полпути, не сдавайся.

УПРАЖНЕНИЯ

1.                             Веди дневник, где фиксируй все то хорошее, что произошло с тобой в течение дня. Записывай либо сразу после случившегося радостного события, либо перед сном, когда будешь подводить итоги. Сначала тебе, возможно, покажется, что ничего особенно хорошего с тобой не случалось. Но на самом деле в каждом дне ты способен найти что-то, что тебя порадовало. Надо просто на этом сконцентрироваться. И совершенно необязательно, чтобы это было какое-то очень крупное событие, вроде пятерки за полугодие по химии, например. Это может быть и чья-то улыбка, адресованная тебе, и теплая погода, и комплимент по поводу твоего украшения на руке, и забавная игра с любимой кошкой, и душевный разговор с друзьями. Видишь, как много всего? Лучше такие события именно записывать, а не вспоминать мысленно. Время от времени, особенно когда тебе плохо и грустно, перечитывай свой дневник. Он станет еще одним твоим источником положительных эмоций. Разукрась его красивыми яркими картинками, вырезанными из журналов или нарисованными тобой. Их размещают не только в дневнике, но и на большом листе бумаги, который потом вешают на стену. На этих картинках – образы той жизни, к которой ты стремишься. Хочешь путешествовать – повесь картинки разных красивых городов. Хочешь иметь котенка или щенка – тебе в помощь картинки с животными. И так далее. Чаще смотри на эти образы и вдохновляйся.

2.                             Отмечай у себя негативные установки и переделай их на позитивные. Например, ты готовишься к экзамену. Какие мысли чаще всего мелькают у тебя в голове? Скорее всего, что-то типа «У меня ничего не получится», «У меня будет плохая отметка», «Я глупая» и т.д. Гони прочь такие высказывания. Сосредоточься и переформулируй их на положительные: «У меня все получится», «Я сдам этот экзамен на «отлично».

3.                             Если с тобой произошло что-то не особенно приятное, сфокусируйся на чем-то положительном, что есть в любом, даже не самом радостном, событии. Скажем, не работает целый день Интернет, о, ужас! Отличная возможность собрать своих друзей и погулять вместе в парке или сходить в кино. Уверяю, личное общение гораздо круче любого виртуального.

 


Как общаться с родителями?

Всем нам порой не хватает поддержки от наших самых близких людей – родителей. Кажется, что они совсем нас не понимают и не слышат. Из-за этого мы на маму и папу сильно обижаемся. Расстраиваемся, грубим им и окружающим. Или замыкаемся в себе, играя в «молчанку». Настроение плохое, ничего не хочется делать. Спрятаться бы ото всех, поплакать в подушку, послушать любимую музыку…

У тебя сейчас сложный период – подростковый. Идет перестройка организма, твои эмоции неустойчивы, они меняются по десять раз на дню. Ты уже не маленький ребенок, которому можно что-то приказывать или излишне опекать. Но еще и не самостоятельный взрослый человек, способный полностью нести ответственность за свою жизнь. Твоим родителям тоже непросто – они не всегда понимают, что с тобой происходит, и как установить с тобой контакт. И очень из-за этого переживают, поверь. Читают кучу литературы вроде «Как наладить взаимоотношения с сыном/дочкой-подростком», советуются со своими друзьями или психологами.

Ты можешь помочь им увидеть, что творится у тебя на душе. Теплая атмосфера и взаимопонимание в семье также зависят от тебя и твоих усилий, а не только от твоих родителей. Ведь вы – одна команда. А она будет успешной и эффективной тогда, когда все работают над этим. Нет такого, чтобы кто-то «халявил», а остальные пашут.  

Специалисты дают несколько рекомендаций, как общаться со своими родителями, чтобы дома были мир, покой и доверие друг к другу. Возможно, ты возьмешь что-то себе на вооружение. Твои мама и папа будут тебе за это благодарны. Умение налаживать общение тебе очень пригодится потом: при взаимодействии с друзьями, учителями, на твоей будущей работе. Да много где.

Вот эти советы:

 1. Проявляй интерес к своим родителям

Время от времени спрашивай их – как они себя чувствуют, какое у них настроение, о чем они думают или мечтают, как дела у них на работе. Людям чрезвычайно приятно, когда ими интересуются. Попроси маму и папу рассказать о том, какими они были, будучи подростками – как себя вели, чего боялись, с какими проблемами сталкивались и как их решали, чего ждали от жизни, какие у них были отношения с их родителями – твоими бабушками и дедушками. Возможно, воспоминания о собственном подростковом возрасте и переживаниях позволит твоим родителям лучше понимать тебя.

2. Делись с родителями своими мыслями и чувствами

Тебе может показаться, что они должны уметь читать твои мысли. Но, увы, люди не волшебники. И прибор, который способен проникать в чужое сознание и считывать оттуда всю информацию, до сих пор не изобретен. Поэтому если ты облегчишь им эту задачу, будет здорово. Во-первых, они увидят, что ты им доверяешь. Во-вторых – что ты открыт и ничего такого ужасного от них не скрываешь. Потому что если ты все время молчишь или предпочитаешь какие-то общие фразы, вроде «Да, нет, не знаю», это вызывает недоверие и вопросы к тебе. Что думает мама, когда это слышит: «Почему он такой закрытый? У него что-то случилось!». Или так: «Раз он ничего не говорит, значит, у него все в порядке». А у тебя на самом деле не все так замечательно.

3. Проявляй свою самостоятельность на деле

Часто семейные конфликты происходят из-за того, что тебе кажется, будто твои права и твою свободу сильно ограничивают. Тебе хочется больше самостоятельности. А родители почему-то все время тебя слишком контролируют или ругаются бесконечно: «Почему не убрано в комнате? Не пущу к компьютеру, пока все не приберешь!». Проще всего ответить на это какой-нибудь грубостью или демонстративно хлопнуть дверью своей комнаты перед носом у мамы и врубить музыку на полную катушку. Получается замкнутый круг. Таким поведением ты как раз показываешь свою неготовность нести ответственность за свои поступки. А как же тебе тогда можно доверить больше самостоятельности? Если ты будешь показывать ее на деле, ты завоюешь родительское доверие, и контроль с их стороны постепенно уменьшится. Что именно ты можешь сделать? Например, выполнять данные тобой обещания. Коли уж была договоренность, что ты будешь дома к 11 вечера и ни секундой позже, постарайся ее выполнить. Расширяй свой спектр умений взрослого человека, который может себя обслужить – готовить еду, поддерживать квартиру в порядке, ходить в магазины за продуктами и т.д.

4. Корректно и вежливо говори о том, что тебя не устраивает

Когда один человек кричит на другого или обвиняет его в чем-то, легко себе представить, как будет себя вести тот, кого критикуют. Если ты нахамишь маме, немудрено, что она может сорваться и накричать в ответ. Слово за слово – и вот он, грандиозный скандал. Оно тебе надо? Поэтому возьми себе за правило использовать каждый раз, когда нужно сказать о том, что тебе что-то не нравится, такой прием как «Я-послание»: 1) нужно обязательно сказать о своих чувствах. Например: «Я расстроен»; 2) избегай обращаться к другому человеку на «Ты». Не говори «Ты плохой» или «Ты не выполняешь свои обещания». Лучше использовать отвлеченные примеры, без привязки к конкретному человеку: «Я расстраиваюсь, когда люди не выполняют своих обещаний». Этот прием «Я-послание» замечателен тем, что в нем нет обвинений и критики в адрес других. А на негативную оценку себя люди реагируют моментально. Для них это как красная тряпка для быка.

Ты растешь и постепенно от родителей отдаляешься. Совсем скоро наступит момент, когда ты поступишь в ВУЗ – высшее учебное заведение, и, возможно, будешь жить уже не дома, а в общежитии. Или даже переедешь в другой город. Важно понять одну вещь: твои родители из-за этого очень переживают, у них тоже непростой период в жизни. Им приходится отпускать тебя от себя – и физически, и эмоционально. Представь, что ты близко дружишь с кем-то много-много лет, а потом твой друг начинает все меньше с тобой общаться, у него появляются свои интересы. Будешь переживать из-за этого? Вот и твои родители тоже. Ваши отношения меняются, они должны перейти в новое качество. Чтобы они продолжали оставаться теплыми и у вас сохранялся взаимный контакт, нужно стремиться проявлять терпение и уважение друг к другу. 

 


 

Как находить хорошее в …плохом???

В практической психологии много интересных приемов, методик, «фишек», цель которых – помощь в решении самых разных психологических проблем. Один из таких способов – техника рефрейминга. Не пугайся страшному и непонятному слову: в переводе с английского языка «frame» – «рамка», а выражение «to reframe» означает «поместить в новую рамку» (картину или фотографию). Помнишь знаменитое «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней»? Вот это как раз и есть рефрейминг. Благодаря ему ты увидишь что-то в своей жизни, что кажется тебе плохим, неудачным, глупым, под совсем иным углом зрения. Иначе говоря, придумаешь для своей ситуации «новые рамки» и избавишься, наконец, от привычных старых, мешающих тебе справиться с твоими страхами и негативными эмоциями.

Человек вообще склонен мыслить стереотипами. Он частенько не задумывается об иных вариантах выбора, кроме одного-двух. Мы буквально «загоняем» себя в тесные оковы своих представлений о том, как «должно быть». И потом сами же страдаем от собственных узких взглядов на происходящее. Рефрейминг помогает выйти за эти рамки.

Как применять эту технику? Всякий раз, когда с тобой происходит какая-то неприятность, сосредоточься не на минусах («Почему у меня все так ужасно??? В чем я провинился???»), а на поиске позитивных моментов в том, что случилось. Вот некоторые приемчики, как же это сделать:

1.                             Сравни свою ситуацию не с теми, у кого она лучше (что мы обычно делаем), а с теми, кому сейчас хуже, чем тебе. Ты удивишься – оказывается, у тебя далеко не худшее положение дел на планете. Очень помогает осознать ценность того, что ты имеешь. Ведь у кого-то нет и сотой доли всех тех благ, которыми ты обладаешь. Например, ты живешь в полной семье. А кто-то – в детдоме или его родители бьют/пьют. Или, скажем, у тебя украли телефон. Спасибо, что не избили, что тоже бывает.

2.                             Используй слово «зато»:

– да, ты высокая девушка по сравнению с твоими одноклассниками, и порой тебе не удается найти подходящую по размеру одежду. ЗАТО ты всегда в центре внимания, тебя всегда «видят». И еще ты запросто дотягиваешься до вещей на верхних полках;

– да, ты бываешь слишком эмоциональна. ЗАТО благодаря этому легко «заводишь» любую публику, вдохновляешь, ведешь за собой как лидер. И еще ты искренний человек, не двуличный, все твои чувства как на ладони. Искренность – такая редкость, она ценится на вес золота.

Потренируйся в рефрейминге прямо сейчас. Предложи по 2-3 варианта того, что позитивного можно найти в следующих ситуациях/проблемах:

1.                             Предательство лучшего друга

2.                             Переход в новую школу (в старой был дружный класс, много друзей)

3.                             Слишком застенчив, неуверен в себе

4.                             Получил двойку за контрольную работу по алгебре

5.                             Сорвалась долгожданная поездка на море летом, останешься в городе

Всякий раз, когда ты ловишь себя на мысли, что все хуже некуда, переключайся на поиск того хорошего, что содержит в себе это «плохое». Ведь у каждой медали есть две стороны. Вспомни те проблемы, которые уже случались с тобой раньше, и переформулируй свое отношение к ним. Ответь себе на вопросы: чему меня научила та неприятная ситуация? какой полезный урок я получил, который поможет мне избежать ошибок в будущем? что меня, несмотря на все произошедшее, тогда порадовало или могло порадовать?

Напоследок – история, отлично иллюстрирующая технику рефрейминга:

«Одна довольно известная фирма по производству обуви приняла проект о начале экспорта своей продукции в Индию. Для того, чтобы изучить рынок, руководство фирмы отправило двух самых лучших экспертов в эту страну. Они разделились и поехали по провинциям для того, чтобы собрать информацию о потенциале будущего рынка сбыта.

Прошло несколько дней и один из экспертов вернулся со словами:

— Здесь никто не носит обувь. Не тратьте зря время на освоение этого рынка!

Второй эксперт все еще находился в Индии и ничего не знал о выводах сделанных его коллегой. Через некоторое время в компанию пришел факс от него: «Господа, количество предполагаемого экспорта можно увеличить в три раза. Здесь еще никто не носит обуви!».

 


 

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

 

1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР СВОИМ ДЕТЯМ И БЛИЗКИМ. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Интересуйтесь школьными делами вашего ребенка. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки – ВМЕШАЙТЕСЬ, обратитесь за помощью к специалистам или педагогам. Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насилии с его стороны по отношению к другим: драках, уничтожении имущества, жестокости и др.

3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать «Я горжусь тобой!»

5. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

7. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики. Гордитесь своим решением воспользоваться помощью. Это трудное решение, но оно отражает вашу зрелость. Это поможет предупредить насилие.

Самый тяжелый труд — воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик — это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.

Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения


 

ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ЧАСТО ССОРЯТСЯ ПРИ РЕБЕНКЕ

Существует несколько правил "грамотного" разрешения семейных конфликтов. Лучше, конечно, если они происходят не в присутствии детей. Если это невозможно в силу особенностей вашего самоконтроля, помните, что ни одна ссора не должна затрагивать целостности семьи.
1. Категорически исключаются обороты, высказывания, касающиеся статуса отца или матери в доме, неспособности одного из них выполнять свои супружеские или родительские обязанности, указания на супружескую неверность и непорядочность в целом, обсуждение альтернативного выбора каждого из супругов ("Если бы я знал, на ком я женился...", "Кто бы мог предполагать, что ты окажешься такой неряхой...", "Еще один такой разговорчик, и ты будешь растить своих деток сам" (вариант - "никогда их не увидишь...")).

2. Не должно быть переноса упреков на других членов семьи, будь то старшие ("Весь в свою мамочку!", "Чего же еще ожидать, ведь я хорошо знаю свою тещу...") или дети ("Не удивлюсь, если из него вырастет черт знает что!").

3. Конфликт спровоцирован конкретной причиной, вокруг нее он и должен развиваться. Не следует обобщать небольшую оплошность, возводя ее в ранг смертного греха. Разбил чашку - еще не значит, что растяпа или "руки не оттуда растут", забыл купить продукты - не обязательно "совсем забыл о семье". Упрек должен быть таким, чтобы при желании на него можно было ответить. А как доказать, что "не забыл о семье"? А вдруг в некоторый момент с упреком захочется согласиться.

4. По возможности свои претензии следует формулировать не в форме "Ты-утверждений", а в форме "Я-утверждений": "Я разочарована, что ты забыл про мой день рождения...", "Я рассчитывал, что ты простишь мне эту задержку заработной платы..." и т. д.

5. Даже во время ссор не следует выходить за рамки половой роли. Крики, истерики, словесная распущенность - это безобразно всегда, но особенно - если это делает мужчина. Отношения между супругами не могут быть симметричными. Это не подруги и не однокашники. Возражения типа "А ты тоже мне говорила!" не имеют никакого психологического оправдания, потому что мужчины и женщины должны и в ссорах сохранять свое лицо

Конечно, лучше не ссориться или ссориться пореже. Но мы не все выбираем в нашей жизни.  Семьи эмоционально закрытые, как правило, тоже имеют своих "скелетов в шкафу". И бурные "разборки" имеют свои хорошие стороны. Но помните, что супружеские ссоры - это один из уроков того, как нужно вести себя в семье для ваших детей.


 

СЕМЕЙНЫЕ СКАНДАЛЫ И ДЕТИ

Как известно, семья не может существовать без конфликтов, ведь именно противоположные половинки притягиваются. Хотя родителям не следует забывать о негативном влиянии конфликтов на детей. Одна из самых популярных точек зрения в современной психиатрии – это мнение о том, что среда, в которой воспитывается ребенок, может порождать обстановку психотравмирующего характера. В первую очередь, речь ведется именно о семейной обстановке.

Чем опасны семейные конфликты для развивающегося ребенка?

Негативный опыт общения родителей может послужить основой для психологической патологии. Когда ребенок вырастет, и у него будет своя собственная семья, то, скорее всего, он будет строить отношения так же, как были построены отношения между его родителями. Другая негативная сторона – развивающееся неверие ребенка в то, что вообще могут существовать нежные или просто дружеские отношения между родителями.

Примерно в этой же области находится вопрос о том, стоит ли воспитывать ребенка одному родителю. Ответ – однозначно отрицательный. В большинстве случаев, если ребенок воспитывается только одним родителем, его сознание, в некотором роде, «кодируется» на неполноценную семью. Во взрослом состоянии ему проще будет смириться с мыслью о повторном подвиге своего родителя, чем переломить уже заладившуюся дурную традицию семейного «однополого» воспитания. Конфликтная ситуация – это всегда борьба и выбор. Борьба между своим внутренним миром и миром собеседника, выбор компромисса или категоричного решения проблемы.

Отрицательный опыт конфликтной семьи достаточно многоплановый. Вот только некоторые аспекты выражения негативного опыта конфликтной семейной обстановки для формирующегося сознания ребенка.

1. Общая нервозность при развитии ребенка в противоречивых условиях взаимоотношений матери и отца.

2. Нарушение духовного равновесия в семье ведет к психологической патологии у развивающегося ребенка.

3. Увеличивается риск бесконтрольного поведения ребенка, так как для ребенка падает родительский авторитет.

4. Ребенком хуже усваиваются моральные и общекультурные ценности.

5. Повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребенка к одному из родителей.

Семейные конфликты – достаточно болезненный и острый вопрос нашего времени. Как бы то ни было, следует помнить, что неразумные и необдуманные действия родителей могут привести к формированию истерического характера у детей. Эмоциональное здоровье семьи – это не просто прерогатива благополучной семьи, но и мудрое правило культурного и гармоничного уклада семейных отношений.

 


 

Родители разводятся… Как это влияет на ребенка?

 

 

Развод – это всегда сложная ситуация в жизни семьи, которая тяжело отражается на детях. Что же влияет на ребенка особенно неблагоприятно? Как ведут себя дети в этой ситуации?

При разводе дети глубоко страдают, независимо от возраста: начиная с 3-4 лет они осознают, что в семье что-то происходит, что отец не живет теперь с ними. В младшем возрасте они могут бессознательно чувствовать изменение общей домашней атмосферы и состояние матери, становятся беспокойными и капризными.

Почему же даже в ситуации, когда взрослые ведут себя с максимальным тактом и делают все, чтобы не травмировать ребенка, дети так страдают?

Дело в том, что у детей очень развита интуиция, и они бессознательно чувствуют утрату чего-то важного в своей жизни. Для них родители – это действительно две нераздельные части мира. Часто можно наблюдать, как при совместной прогулке ребенок требует, чтобы его держали за руки и папа, и мама; и как он рад, когда родители выполняют его просьбу: близость обоих родителей дает детям чувство стабильности и безопасности их жизни.

После развода привычный мир ребенка разрушается, утрачивается ощущение целостности, уверенности и он не чувствует себя в безопасности. Ребенок не может осознавать такие сложные чувства и не может выразить их словами, это проявляется в его непонятных капризах, слезах, агрессивности, непослушании и т.п.

Часто бывает, что разводу предшествует долгий период ссор, скандалов, что очень тяжело отражается на детях, т.к. такая ситуация вызывает у них хронический стресс со всеми его неблагоприятными последствиями.

Дети дошкольного возраста по-своему объясняют сложные, непонятные для них явления взрослой жизни; весьма типичным является объяснение ухода отца своим плохим поведением или еще какими-нибудь своими недостатками. Ребенок ощущает развод как отказ отца от себя. И это чувство отверженности дети могут сохранять на долгие годы.

Трудной для ребенка является и ситуация, когда отец после развода появляется в его жизни изредка. Если отец доброжелателен и проявляет свою любовь к ребенку, для маленького ребенка непонятно, почему папа уходит, если им вместе так хорошо. Если же отец старается держаться отстраненно, чтобы чрезмерно не волновать ребенка, у того возникает обида и чувство отверженности. Ребенок заявляет: «Зачем он вообще приходит?»

Часто после развода можно наблюдать ситуацию, когда родители пытаются сделать ребенка союзником в своей борьбе с бывшим супругом. Родители манипулируют ребенком, стараясь привлечь его на свою сторону. В таких случаях ребенок, чувствуя несправедливость, может начать ненавидеть одного или обоих родителей, его поведение может грубо нарушаться. Иногда же ребенок учится манипулировать родителями, извлекая из их вражды выгоду для себя, что грубо искажает формирование личности ребенка. Когда отец уходит из семьи, дети лишаются того бессознательного воздействия, которое оказывает на них личность отца. Мальчик не получает образцов мужского поведения, а девочка не получает примеров взаимоотношений мужчины и женщины. А ведь то, что усваивается ребенком в семье, не заменят ему ни книги, ни кинофильмы.

Как же вести себя во время развода и как помочь ребенку пережить это с наименьшими потерями?

Объясните ребенку, что ситуация, когда родители не могут жить вместе, случается в жизни не так уж редко. Постарайтесь не обвинять в этом другого супруга, даже если он/ она является инициатором развода. Поясните, что в жизни случается, что чувства супругов к друг другу, а также их отношения могут изменяться, но это не отразится на ребенке, потому что они навсегда останутся его родителями и будут любить его.

Не обсуждайте с ребенком свои обиды и не подчеркивайте отрицательные качеств бывшего партнера, ребенок не судья своему родителю. Дети бессознательно улавливают это и в таких ситуациях могут становиться грубыми и агрессивными. Родитель, поливающий грязью бывшего супруга, теряет уважение ребенка. Знайте, что с возрастом ребенок сам научится многое понимать и научится разбираться в людях. Сознание вины ушедшего родителя может стать слишком тяжелым грузом для неокрепшей психики.

Старайтесь избежать искушения сделать ребенка своим союзником в «борьбе» против бывшего супруга, а также контролируйте свои чувства и поведение, не пытаясь ребенком заменить недостающего супруга (такую ошибку часто допускают после развода матери в отношении своих сыновей).

Обязательно обсудите со своими родителями (если они встречаются с ребенком) эту ситуацию, чтобы они вели себя корректно по отношения к вашему бывшему супругу и не настраивали ребенка против него и его родственников.

Постарайтесь договориться о регулярных встречах отца с ребенком, обязательно заранее предупредите ребенка, если встреча срывается. Важно, чтобы такие встречи с отцом были не только походами в «Макдональдс», но действительно давали возможность ребенку участвовать в жизни отца.

При необходимости воспользуйтесь помощью не вовлеченных в конфликт мудрых родственников. В случае появления невротических симптомов, стойких нарушениях поведения и т.п. обращайтесь к психологам и психотерапевтам за профессиональной помощью.


 

 

Рекомендации законным представителям

 

10 ФРАЗ, КОТОРЫЕ НУЖНО ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Я тебя люблю

В любом возрасте, и в 2 месяца и в 15 лет, ребенок должен слышать эти слова от  близкого человека каждый день. Это основа всех основ. Конечно, слова нужно подтверждать действиями: проводить время вместе, выслушивать ребенка, обсуждать и не обесценивать его проблемы. Пусть не пройдет ни одного дня без признания в любви. Дети чувствуют себя спокойно и уверенно, зная, что их любят.

Как здорово, что у нас родился именно ты

(Как здорово, что ты у меня есть)

 

Важно, чтобы с самого раннего возраста дети понимали, что они уникальны, отличны от других, особенны, ведь все  мы тем или иным образом отличаемся от других. Поставьте перед собой цель ежедневно говорить детям о том, что их появление на свет – это лучшее, что случилось в вашей жизни. Особенно это важно слышать детям, у которых есть братья и сестры. Успокойте ребенка, пусть он знает, что маминой и папиной любви хватит на всех и каждый ребенок для родителей – самый любимый и единственный.

У тебя все получится (Я в тебя верю)

Если каждый день повторять ребенку, что родители верят в него, он научится преодолевать трудности и будет расти с чувством уверенности в себе, с адекватной самооценкой.

Как прошел твой день?

Хорошо заканчивать день, обсуждая, как он прошел, ведь обязательно было что-то важное. Если эта фраза будет звучать ежедневно, ребенок привыкнет обсуждать с родителями то, что с ним происходит. Спрашивать нужно не для «галочки», то есть выслушать ответ целиком, даже если ребенок рассказывает медленно и нудно, а вы устали. Если вы хотите сохранить контакт с ребенком в подростковом возрасте, закладывать фундамент для этого нужно в раннем детстве. И нет лучше фундамента, чем привычка разговаривать по душам.

Не сдавайся

Мы все прекрасно знаем, что пасовать перед сложностями бессмысленно, и хорошо освоили принцип «глаза боятся, а руки делают». Однако наши дети еще не знают всего этого, и малейшая трудность может показаться для них катастрофой. «никогда не сдавайся» - вот,  что нужно усвоить ребенку. Любому человеку важно знать, что он имеет право на ошибку, без этого сформируются комплексы. Право на ошибку и неудачу и знание того, что тебя все равно поддержат, - это одна из важнейших вещей, которую дает нам семья.

Я тобой горжусь

Покажите ребенку, что вы высоко цените его успехи. Это даст ему силы для новых подвигов и открытий.

Давай обнимемся

Известный американский психолог В.сатир утверждает, что ребенку для выживания нужно 4 объятия в день, для того, чтобы он чувствовал себя хорошо – 8 , а для того чтобы он рос и развивался как личность – 12. Объятия снимают стресс,  улучшают физическое и психологическое здоровье. Кроме того, если ребенок «недополучает» необходимое количество объятий, он может вырасти равнодушным, не способным любить человеком.

Я всегда с тобой

Важно поддерживать детей в трудных ситуациях. Конечно, они бываю неправы, и говорить об этом тоже мы должны. Но ребенок должен понимать, что он всегда может на вас рассчитывать, что он не одинок.

Ты умный

Почему ребенку важно знать, что он умен? Часто у детей занижена самооценка. Поэтому при каждом подходящем случае хвалите его интеллект.

Спасибо!

Не забывайте благодарить ребенка за оказанную помощь. Это волшебное слово не только сближает и мотивирует, но и учит вежливости.

  

 

 


Рекомендации педагогическим работникам

 

 

Способы психической саморегуляции

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

·                     эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

·                     эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

·                     эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

·                     смех, улыбка, юмор;

·                     размышления о хорошем, приятном;

·                     различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

·                     наблюдение за пейзажем;

·                     рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

·                     купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

·                     вдыхание свежего воздуха;

·                     высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

1.                На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).

2.                На следующие четыре счета задержите дыхание.

3.                Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

4.                Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.

1.                Дышите глубоко и медленно.

2.                Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).

3.                Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.

4.                Прочувствуйте это напряжение.

5.                Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.

6.                Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).

Способы саморегуляции, связанные с воздействием словом

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказы

Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения. Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила общения.

Последовательность работы с самоприказами следующая:

1.                Сформулируйте самоприказ.

2.                Мысленно повторите его несколько раз.

3.                Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

2. Используйте аффирмации. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:

·                     «Именно сегодня у меня все получится»;

·                     «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;

·                     «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;

·                     «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

3. Мысленно повторите текст несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

 

 


 

  Рекомендации обучающимся

 

 

ПАМЯТКА  ВЫБИРАЮЩЕМУ  ПРОФЕССИЮ

 

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей,

взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

Изучи глубже самого себя:

·  разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

·  Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

·  Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

·  Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

·  Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

·  Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

·  Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ПЛАН  УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

·  выбор профессии за компанию;

·  перенос отношения к человеку на саму профессию;

·  отождествление учебного предмета с профессией;

·  ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

·  неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

·  незнание или недооценка своих физических особенностей;

·  незнание или недооценка своих психологических особенностей;

·  неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

·  увлечение только внешней стороной профессии;

·  предубеждение в отношении престижности профессии;

·  незнание требований профессии к человеку;

·  устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.


 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос  человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между    мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют со  взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа  безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка  агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

·        Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают  таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками

·        Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять

·        Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки

·        Попытаться превратить свои требования в его желания

·        Культивировать значимость образования

·        Стараться вкладывать в его сознание приоритеты

·        Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»

·        Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была

·        Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства

·        Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых

·        Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения

·        Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

·        Живите во имя своего ребенка

·        Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам

·        Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей

·        Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.

Успехов Вам!


 

 

Рекомендации учащимся 9-х, 11-х классов.

Подготовка к экзаменам

·                                          Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

·                   Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

·                   Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

·                   Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

·                   Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

·                   Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

·                   Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

·                   Соблюдайте режим дня. Кроме учебы (8 часов в сутки с перерывами), выделите время на сон (8 часов в сутки), работа по дому, отдых и прогулки (8 часов).

·                   Заботьтесь о зрении, делайте упражнения, которые помогут глазам расслабиться. Не читайте лежа и в темноте.

·                   Не забывайте о вкусной и здоровой пище. Питание должно быть полноценным!!!

·                   Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

·                   Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 


 

   

Рекомендации родителям.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

 

·        Не показывайте свою тревогу о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

·        Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

·        Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

·        Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

·        Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

·        Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

·        Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

·        Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

·        Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике.

·        Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

·        Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

·        Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 

И помните, что главные условия успешности ребенка – это спокойная, благоприятная психологическая обстановка в семье, атмосфера взаимоуважения, принятия и эмоциональной близости. Ребенок должен чувствовать любовь родителей не только к нему, но  и друг к другу!!!

 

 

 


Как преодолеть волнение перед экзаменом???

Главное понять, что то, что ты  волнуешься  перед экзаменом – это нормально, так должно быть. Полезная тревожность помогает сконцентрироваться, мобилизовать память, внимание, мышление. Но если уровень тревоги и волнения зашкаливает, нужно что-то делать.

            Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Если вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

 

Мышечная релаксация.

1.    Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2.    Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3.    Напрягите и расслабьте икры.

4.    Напрягите и расслабьте колени.

5.    Напрягите и расслабьте бёдра.

6.    Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7.    Напрягите и расслабьте живот.

8.    Расслабьте спину и плечи.

9.    Расслабьте кисти рук.

10.                       Расслабьте предплечья.

11.                       Расслабьте шею.

12.                       Расслабьте лицевые мышцы.

13.                       Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывёте, – вы полностью расслабились.

Можно сделать несколько таких повторов.

 

Дыхательная гимнастика.

1.    Глубокий вдох через нос (дышим диафрагмальным дыханием: живот немного надувается, диафрагма опускается).

2.    Задержите дыхание на 2 – 3 секунды.

3.    Сильный, глубокий выдох через рот. При выдохе живот сдувается,  диафрагма поднимается вверх.

4.    Задержите дыхание на 2 – 3 секунды.

 

Фраза, которая поможет настроиться на успех:

 

«Я очень постараюсь сделать все, что в моих силах!!!»

 


j0296288

j0296288Советы учащимся

по позитивному отношению к жизни

«Секреты хорошего настроения»

 

1) Каждый день вечером (перед сном) вспомните - что самого заметного и хорошего произошло с Вами за день.

2) Делитесь своими успехами и достижениями с другими людьми.

3) Заряжайте себя и окружающих хорошим настроением.

4) В ситуациях, когда Вам трудно и нет настроения, вспоминайте веселые истории и анекдоты, и рассказывайте их другим людям.

5) Не бойтесь смеяться над собой, над тем, что смешно.

6) Чаще улыбайтесь.

7) Оценивайте любую ситуацию с позиции потенциальной возможности, задавая себе вопросы: «Как я могу это использовать?», «Что еще я могу сделать в этой ситуации?». Извлекайте из этого уроки и полезный опыт.

Упражнение «Позитивное мышление». Сядьте поудобнее, положите руки на верхнюю поверхность бедер и расслабьте плечи (10 сек). Закройте глаза. Представьте себе, что вы идете через красивую спокойную местность. Вы видите зеленые луга и мирно пасущихся животных. Вы подходите к маленькому озеру, видите на берегу скамейку. Вы садитесь на нее и прислушиваетесь к плеску воды. Вы сидите в этом спокойном месте. В вас проникает покой. Вы чувствуете его в себе и вокруг. Вы говорите себе: «Я совершенно спокоен». Достаточно, если вы тихо произнесете про себя эту фразу или просто представите себе, что вы совершенно спокойны (20 сек). Вы все еще сидите на скамейке совершенно спокойно и расслабленно — вы думаете об учебе в школе. Вы знаете, что у вас есть способности к учебе, и вы можете положиться на себя даже в трудной ситуации. Почувствуйте, что вы все можете: «Я могу положиться на себя». Когда вы так сидите спокойно и уверенно, вы твердо знаете, что ваша учеба в будущем будет успешной. Вы думаете о своих планах и говорите себе: «Я все сделаю». Вы ощущаете покой и уверенность. Вы уходите полными уверенности в себе. Вы наслаждаетесь чувством покоя, уверенности и безопасности. Вы говорите про себя: «Я все могу». Теперь потянитесь, глубоко вдохните и выдохните... откройте глаза. Вы спокойны, полны уверенности в себе, и ваша работа, конечно же, будет успешной.


 

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ

 У РЕБЕНКА

 

 Некоторые дети с момента рождения обращают внимание только на негативные аспекты жизни. По своему темпераменту они не сразу интересуются происходящим, новая ситуация вызывает у них неловкость и сомнения, они не решаются заняться чем-то впервые. Многие прибегают к негативной позиции: «Я не могу, я не хочу, я не буду», чтобы избежать всего, что заставляет их беспокоиться или испытывать чувство страха.
Независимо от того, является ли это прирожденным отношением или приобретенным, дети с отрицательным взглядом на жизнь могут получить немалую пользу для себя, если их уверенность в себе увеличится. Вот несколько советов, которые могут содействовать началу этого процесса, предлагаемых специалистами.

               Обратите внимание на то, что интересует ребенка. Постарайтесь узнать, что вызывает у него интерес или что дает ему возможность быть довольным собой, особенно, если он сам этого не замечает. Обратите его внимание на то, что у него хорошее настроение. Вполне вероятно, что в эти моменты ребенок увлечен чем-то и чувствует себя уверенно. После того, как он испытает чувство уверенности в себе, можно убедить его попробовать что-нибудь другое.

Наблюдайте и прислушивайтесь к тому, что интересует и привлекает вашего ребенка. Например, если он, не отрываясь, следит за чемпионатом по каратэ, возможно, стоит отвести его в ближайшую школу каратэ, «чтобы просто посмотреть». Вам придется заглядывать туда несколько раз, прежде чем записать его в школу, но к этому времени он, возможно, сам попросит вас об этом.

Часто ребенок проявляет больше готовности попробовать что-то, если он знает, что в любой момент сможет отказаться от этого занятия, если пожелает. Вы просто предложите ему: «Попробуй в течение короткого времени, скажем, в течение десяти-пятнадцати минут». Нередко дети, которые занялись чем-то, начинают понимать, что это им по-настоящему нравится. Однако дети с отрицательным взглядом на жизнь хотят знать, что у них с самого начала есть выход и что новое занятие не обязательно является постоянным и ограничено определенными временными рамками.

            Оказывайте ему поддержку. Вместо того чтобы упрекать ребенка за его отрицательную позицию, убедите его делиться с вами своими впечатлениями о том, почему он так чувствует себя, чем вызвано его поведение. Выслушайте рассказ о его чувствах, и проявите заботу и спокойствие, ободрите и поддержите его, все время поощряя стремление двигаться вперед. Скажите ему нечто вроде: «Давай подождем еще недельку и тогда увидим, как ты чувствуешь себя». Даже если детям не нравится какое-нибудь занятие, они могут испытывать удовлетворение оттого, что довели дело до конца.

          Пусть у вас будет час семейного откровения. Это будет время, в течение которого вы расскажете ребенку о том, как вам когда-то не хотелось бежать в эстафете, потому что из всего класса вы были самым низкорослым, или о том, как вы отчаянно боялись экзамена по математике. У детей существует ошибочное представление, что их родители — идеальные люди, поэтому им нужно увидеть, что и у вас были те же самые проблемы, страхи и ошибки. Детям полезно знать, что «ужасные вещи», происходящие с ними, случались и с другими людьми. Посмейтесь над этим. Полезно посмеяться над собственными ошибками, чтобы ваш ребенок тоже научился смеяться над своими. Один ребенок, у которого, по его мнению, ничего не получалось хорошо, любил слушать рассказ своей матери о ее первом собеседовании при поступлении на работу: «Когда собеседование закончилось, я встала со стула, взяла портфель, открыла дверь и вошла в стенной шкаф»,— рассказывала мать. Смех часто является лучшим лекарством при отрицательном отношении к жизни, вызванном страхом. Если мы перестанем воспринимать самих себя чересчур серьезно, наши дети поймут, что и они могут делать ошибки, смеяться над ними, затем собираться с силами и продолжать жить.

Записывайте случаи негативного поведения. Всякий раз, когда ваш ребенок проявляет отрицательное отношение к чему-нибудь, записывайте, что произошло, и то, что происходило в это время вокруг. Это поможет вам опознать причину, вызвавшую такую позицию ребенка. Одна мать узнала, что ее дочь отказывалась принимать участие в тех мероприятиях, в которых участвует ее старшая сестра. После того как были составлены планы участия младшей дочери в тех мероприятиях, где не присутствует старшая дочь, младшая проявила гораздо большую заинтересованность в этих делах.

Пользуйтесь тайным сигналом. Например, поднятие большого пальца или соединение большого и указательного пальцев в кольцо, означающее «о'кей», когда вы замечаете, что ваш ребенок относится к чему-то позитивно. Это решает две проблемы. Во-первых, это простой, незаметный для окружающих способ показать своему ребенку, что вы гордитесь его поведением, а во-вторых, это поможет вам больше узнать о собственном ребенке из того, что раньше не было вам известно.

Не прибегайте к штампам. Самым верным способом добиться того, что у вашего ребенка сохранится негативная позиция, является присвоение ему штампа. Большинство из нас следует принципу: «Если ты так меня называешь, то я и буду таким». Если мне говорят, что у меня плохое отношение к окружающему, а мне это отношение нравится, то я и буду продолжать негативно относиться к жизни. В отношениях с детьми гораздо более эффективным является концентрация внимания на позитивных аспектах.

Развивайте в ребенке инициативность. Очень доступно, ясно и хорошо о развитии инициативной личности пишет Лууле Виилма. По ее мнению, у ребенка, избалованного излишней добротой либо добрыми посулами, голова, хоть и наличествует, но не имеет собственных мыслей. У такого ребенка отсутствует инициативность. В лучшем случае он станет доказывать, что она у него есть. Если он не воспротивится всему хорошему, то до конца жизни будет исполнять чужую волю — будет прислугой, марионеткой, предметом обихода. Он может быть очень умным, однако без приказа его ум не придет в действие. Он становится посмешищем для глупцов, у которых, тем не менее, «котелок варит». Такой ребенок — изгой в детских и подростковых компаниях. Его эксплуатируют, делают исполнителем грязной работы. Если его втянут в какое-либо преступление, то положение его становится безвыходным, и из страха перед тюрьмой он будет вынужден оставаться в компании и впредь. Ему не видать пощады ни от родителей, ни от компании, ни от общества. Все требуют от него лишь того, что почитается ими за хорошее.

Безынициативный ребенок нуждается в приказе и ждет его. Вместе с тем в ребенке тут же возникает внутренний протест, потому что приказ косвенно указывает на его неполноценность. Родители, желающие быть хорошими, живущие во имя домашнего покоя и старающиеся делать все для того, чтобы ребенок не плакал, получают все более ожесточенный отпор. Их охватывает смятение и разочарование, когда они пытаются предоставить ребенку свободу действий, говоря ему: «Делай так, как считаешь правильным», отчего ребенок только раздражается. «Делай!» звучит для него как приказ, но он не знает, как правильно. Ведь ему всегда подсказывали родители, воспитатели и учителя. Проблема усугубляется для обеих сторон.

Для безынициативных родителей безынициативный ребенок причиняет массу хлопот, ибо им с самими собой-то не управиться. В них нет конкретности — их желания ориентированы на расплывчато благую цель. Поскольку ребенок испытывает родительские качества, являясь суровым экзаменатором, то им не стоит надеяться на что-либо хорошее во взаимоотношениях с ребенком, до тех пор пока они не начнут работать над собой и не разберутся в самих себе.

Многие родители, отдавшие все силы воспитанию, ощутив неправильность своих методов, однозначно решают действовать по-другому. И однажды на вопрос ребенка они задают встречный: «А ты сам как думаешь?» А что может думать ребенок, за которого до сих пор все решали родители? Прежде, исполняя приказ, ребенок доказывал, что он хороший, а теперь вдруг эту возможность у него отобрали безо всяких объяснений. Испуганный, он моментально ощетинивается серьезнее, чем когда-либо, и все лишь оттого, что родители не учли, что все новшества следует вводить постепенно. Дайте ребенку свыкнуться с новым. Первым делом научитесь сами мыслить самостоятельно и лишь затем научите этому ребенка.

j0296288Желаем удачи!!!

 

 

 


«Как помочь детям учиться?»

 

Недостаточно только иметь хороший разум,

но главное – это хорошо применять его.

Р. Декарт

1. Организация учебной работы.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности.

К внешним условиям относятся правильный режим работы, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день, на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести ее не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть.

Дома никто не руководит поведением школьника так, как это делает учитель в классе. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих «команд», или не умеет, отдать их себе, или не умеет выполнять.

Следовательно, научить детей учиться – значит не только научить их организовать свою внутреннюю умственную деятельность, в процессе которой и происходит усвоение новых знаний, но научить их также организовывать свое внешнее поведение, с тем, чтобы внутренняя умственная работа проходила как можно более успешно.

Необходима долгая и нелегкая работа по формированию у школьника качества произвольности – умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.

 

2. Как усадить школьника за уроки?

Чтобы выработать умение управлять своим поведением в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте рекомендуется подобрать для ребенка игры, которые требуют поддерживать внимание. Очень важным моментом для воспитания нужных качеств является выработка у ребенка привычки быстро переключаться с одного дела на другое.

Очень важно приучить ребенка определять свободное время и время, когда он занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое.

Если время упущено, и ребенок уже несколько лет ходит в школу, то пути формирования нужного качества остаются в принципе теми же. Надо только подобрать задания, соответствующие по трудности возросшим возможностям вашего сына или дочери. Много может дать все та же игра, но уже что-то более сложное.

 

3. Домашние обязанности

Не думайте, что у школьника, кроме учебы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родительское заблуждение. Человек, который должен в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться этим временем. Ведь не случайно, например, серьезные занятия спортом, хотя и отнимают много времени, обычно не идет во вред учебе школьника. День его оказывается загруженным, и поэтому ученику приходится тщательно рассчитывать свое время, чего он не делал раньше, когда времени было много больше.

Основное – выработка умения управлять собою во всех видах деятельности, воспитание произвольности поведения как качества личности.

 

4. Режим, место для занятий.

Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одни и те же часы, не только чувствует приближение этого времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Чем старше школьник, чем более прочна у него привычка, заниматься в одни и те же часы, тем сильнее выражено это предрасположение и тем яснее оно им осознается. Такие учащиеся приступают к работе быстро, без промедлений.

Именно родители могут помочь ребенку правильно распределить день. Если это необходимо, они должны специально понаблюдать за школьником, чтобы установить, усидчив он или легко отвлекается, внимателен или рассеян, сколько времени ему обычно требуется на приготовление каждого из предметов и т.п.

Родители могут помочь ребенку найти разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей, чтобы одно не шло в ущерб другому.

Одно из важнейших правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу немедленно. Надо помнить, что чем дольше человек оттягивает начало работы, тем большее усилие потребуется ему для того, чтобы заставить себя приступить к ней, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения». У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» бывает коротким, иногда почти незаметным. У такого человека любая работа оставляет, как правило, хорошее воспоминание. Он легко работает, многое успевает.

 

 5. Как привить желание учиться?

Психологи-мотиваторы разделяют детей на два типа – тех, кто стремится к успеху, и тех, кто стремится избежать неудачи. Первые – это те, в голове которых постоянно звучит одна и та же песенка Окуджавы «А значит, нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!» Девиз тех, кто избегает неудач: «Главное – не побеждать, а участвовать». И они по-своему тоже правы. Они живут в соответствии со своими установками и со своей психологией. Но большой профессиональный успех к людям с такими установками никогда не приходит.

 

Чтобы повысить мотивацию к учебе не следует:

u     Ориентироваться на усредненные социальные стандарты и нормы. Не следует сравнивать достижения своих детей с достижениями других детей такого же возраста.

u     Осуществлять жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка, т.к. это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, проходящая не форме совета, а в виде приказа и навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность.

u     Не объяснять неудачи ребенка отсутствием способностей, а недостатком приложенных усилий.

u     Порицание за неудачу, равнодушие при успехе.

Совет родителям, желающим, чтобы их дети добились в жизни успеха:

O    «Хвалите своих детей за малейшие успехи.

O    Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки они приносят из школы.

O    Давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием».